воскресенье, 30 августа 2009 г.

Пересуществление - Претворение

Вопрос по книге Осипова "Посмертная жизнь души":

"Никто и никогда из святых, полемизировавших с латинянами,не обвинял их в искаженном учении о сущности Причастия. Их обвиняли в самовольном изменении вещества Таинства (опресноки), отказе от призывания Святого Духа (эпиклеза) и учении об освящении только 'установительными словами' ('Приимите, ядите... пейте от Нея вси...'), недопущении мирян к св. Чаше. Но никто не обвинял их в ложном учении о природе св. Даров. Нет требования осуждения догмата пресуществления и в чине присоединения католиков к Православию (и не только в современном, но и в древних). Здесь, к счастью, между нами и нашими отступившими братьями нет противоречия. Римская церковь сохранила древнее учение о тайне Тела и Крови.

Между терминами 'преложение' и 'пресуществление' нет никакой разницы.

Хотя термин этот и поздний, возникший в Православной Церкви только в IX веке у православного богослова Пасхазия (напомним, что тогда Римская Церковь была первой из Православных Церквей), но, как и термин 'единосущный', он оказался незаменимым в целях полемики с протестантизмом. Ведь только он оказался неприемлемым для еретиков, отрицавших реальность Евхаристического Тела и Крови. Именно поэтому повсеместно употребляется на Востоке начиная со святого исповедника Марка Ефесского и его ученика свт. Геннадия Схолария Константинопольского. Он одобрен рядом Соборов Восточной Церкви (Киевским 1640, Ясским 1642, Иерусалимским 1672, Московским 1690) и вошел в общепризнанные исповедания веры, на которые наши святые указывали как на источник Православия (Православное Исповедание и Пространный катехизис)

А теперь цитаты:

'По призвании архиереем или священником Святого Духа и по освящении образов, эти образы Тела и Крови Христовых пресуществляются в Тело и Кровь Христовы' Свт. Игнатий (Брянчанинов) Думаю его трудно заподозрить в любви к латинянам.

'при сем самом действии хлеб и вино прелагаются, или пресуществляются, в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову'

'Непостижимо Таинство; непостижимо действие пресуществления; непостижимо, как совершается преложение: это православное учение'
свт. Филарет Московский

Св. Амвросий Медиоланский (из молитвы перед служением Литургии): 'тело Твое существенне ястся и кровь Твоя существенне пиется'

В первой половине VI века термин 'пресуществление' использовал Леонтий Иерусалимский в своем трактате 'Против Монофизитов'

'Мы исповедуем, что в сакральный момент наитием Святого Духа хлеб и вино реально, действительно пресуществляются, претворяются, преобразуются в истинное Тело и Кровь Христовы. Это чудо превосходит человеческий разум и воспринимается нашей верой' Святейший Патриарх Московский и всея Руси ПИМЕН (+1990)

'Что удивительного в том, если Сам Бог Слово, Творец всего видимого и невидимого, претворяет, пресуществляет хлеб и вино в пречистое Тело и в пречистую Кровь Свою? В этих хлебе и вине воплощается Сын Божий не вновь, потому что он однажды воплотился - и этого довольно на все безконечные веки, - но воплощается тем самым телом, которое прежде воплотилось - по подобию того, как Он умножил пять хлебов и сими пятью хлебами напитал несколько тысяч... В этом таинстве животворящего Тела и Крови - тайна для меня, как хлеб и вино делаются телом и кровью Самого Господа; - но тайны Тела и крови на самом деле существуют, хотя и не понятно для меня'
св. Иоанн Кронштадтский

Православной реакцией на богословскую агрессию протестантизма в начале XVIII века стало включение в Синодик Недели Торжества Православия следующего АНАФЕМАТИЗМА:

'Неверующии, яко в тайне Евхаристии святой, или причащения, хлеб квасный пшеничный в тело Христово, вино же лозное в кровь Христову действием Святаго Духа претворяются; и пресуществуются кроме видов. И яко по пресуществении под видами хлеба и вина истинное есть тело Христово и истинная кровь Христова. И Сам Христос Господь истинно существенно и вещественно в тайне сей пребывает, яко Агнец за грехи мира таинственно закалаемый и в жертву Богу Отцу приносимый. Того ради хлеб святый в сей тайне Агнец и нарицается. Сему таинству неверующии, и Боголепной чести, яко Самому Богу невоздающии и не покланяющиеся, анафема'.

Термин 'пресуществление' вполне нормально употреблялся святыми свт. Геннадием Константинопольским, свт. Петром (Могилой), свт. Димитрием Ростовским, свт. Тихоном Задонским, преп. Никодимом Святогорцем, свт. Филаретом Московским, свт. Иннокентием Херсонским, свт. Игнатием (Брянчаниновым), свт. Феофаном Затворником, преподобными оптинскими старцами, св. Иоанном Кронштадтским, свт. Лукой (Войно-Ясенецким), свт. Николаем (Велемировичем), преп. Иустином (Поповичем) и многими другими святыми Православной Церкви.

И этот факт утвержден не только в творениях многих святых Отцов, но и на соборах Православной Церкви. В частности, в XVII в., в ходе дискуссий православных с католиками и протестантами, рассматривался термин 'пресуществление' на Поместных Соборах Православной Церкви (в Константинополе - 1638, 1641, 1672, 1691 гг.; в Яссах - 1642 г., в Иерусалиме - 1672 г.). Окончательное решение прозвучало на Поместном Константинопольском Соборе 1691 г.: 'Появились еретики, которые извратили древнее церковное учение. Когда же учители святой Церкви стали против них вооружаться, то они тотчас воспользовались теми же самыми словами, что и Церковь, для уловления простейших. Ввиду этого Церковь, в силу присущей ей власти и обычая, под руководством Духа Святаго, и воспользовалась словом 'пресуществление'. Слово же это ничего другого не обозначает, как только преложение или претворение в таинстве'. Собор при этом изрек анафемы на неправосмыслящих.

Вот еще интересный момент:

...все православные архиереи, вступая на высшее церковное служение, приносят клятву Богу и произносят следующие слова: 'веруем и мудрствуем совершатися в божественней Литургии пресуществлению тела и крове Христовы наитием и действием Святаго Духа...'


Осипов(Зайцев, Успенский и т.д.) в вопросе о Евхаристии возродили ересь 9 века возникшую на Западе благодаря 'предтечам' протестантизма - Ратрамну Корбийскому и Рабану Мавру. Тогда против них выступил монах Пасхазий Радберт. В своих сочинениях... он обосновал традиционное святоотеческое понимание Евхаристии как реального изменения хлеба и вина в тело и кровь Господа с сохранением чувственных образов хлеба и вина:

'Пусть никто не смущается о сем Таинстве тела и крови Христовых, что здесь даны истинная плоть и кровь, ибо так восхотел Тот, Кто создал (все). И поскольку такова Его воля, то должно веровать, что после освящения уже не что иное, как плоть и кровь Христовы, хотя и остающиеся в образе хлеба и вина. И сказать еще более дивно: здесь не иная, а совершенно та же самая плоть, которая родилась от Девы Марии, пострадала на Кресте и воскресла из гроба. Эта самая именно плоть Христова доныне приносится в жертву за жизнь мира, и когда достойно приемлется, восстановляет в нас жизнь вечную'"

Комментариев нет: