понедельник, 24 августа 2009 г.

Иллюзорная реальность - Притча про логику...

Иллюзорная реальность - Притча про логику...:

Притча про логику...

В середине 20-х годов молодой еврей пришёл к известному израильскому каббалисту и заявил, что хочет изучить каббалу.
- Учитель, Вы не волнуйтесь. Я закончил философский факультет Иерусалимского университета, я только что защитил докторскую диссертацию по логике в философии Сократа в университете Беркли. А теперь, чтобы восполнить белые пятна в моих познаниях, я хочу немного поучить каббалу под вашим руководством.
- Ты не готов учить каббалу, поверь мне - сказал учитель. - Но раз ты настаиваешь, я устрою тебе тест на логику.
И, несмотря на то, что логика не имеет никакого отношения к каббале, если ты справишься - буду с тобой заниматься. Обещаю.

Молодой человек радостно согласился. Учитель тихим голосом начал:
- Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает из дымохода с чистым лицом, другой - с грязным. Кто из них пойдёт умываться?
У молодого философа от удивления глаза на лоб полезли. Он был готов к любому повороту событий, но не к такому примитивному. Ему даже стало обидно.
- Это тест на логику?! - Каббалист молча кивнул.
- Ну, конечно, тот, у кого грязное лицо! - Ответил, все еще разочарованный, претендент.
- Неправильно.
Подумай логически: тот, у кого грязное лицо, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и решит, что его лицо тоже чистое. А тот, у кого лицо чистое, посмотрит на того, у кого лицо грязное, решит, что сам тоже испачкался, и пойдёт умываться.
- Хитро придумано! - восхитился гость. - Хорошо, дайте мне ещё один тест!

- Ладно, юноша. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой - с грязным. Кто из них пойдёт умываться?
- Но мы уже выяснили - тот, у кого лицо чистое!
- Неправильно. Пойдут умываться оба.
Подумай логически: тот, у кого чистое лицо, посмотрит на того, у кого лицо грязное, и решит, что его лицо тоже грязное. А тот, у кого лицо грязное, увидит, что второй пошёл умываться, поймёт, что у него тоже лицо грязное, и пойдёт умываться вслед.
- Я об этом не подумал! Поразительно - я допустил логическую ошибку.
Давайте ещё один тест, пожалуйста!

- Хорошо, - улыбнувшись чему-то, согласился старый каббалист и монотонно начал новую задачу.
- Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой - с грязным. Кто из них пойдёт умываться?
- Ну: Оба пойдут умываться. - Чувствуя возможность подвоха, гость задумался, но иного ответа не нашел.
- Неправильно. Умываться не пойдёт ни один из них.
Подумай логически: тот, у кого лицо грязное, посмотрит на того, у кого лицо чистое и не пойдёт умываться. А тот, у кого лицо чистое, увидит, что тот, у кого лицо грязное, не идёт умываться, поймёт, что его лицо чистое, и тоже не пойдёт умываться.

Молодой человек пришёл в отчаяние.
- Ну поверьте, я смогу изучить каббалу! Спросите что-нибудь другое!
- Ладно. – Терпеливо согласился мудрец. - Два человека спускаются по дымоходу:
- О Господи! – нетерпеливо перебил претендент, - ни один из них не пойдёт умываться!!!
- Неправильно!
Теперь ты убедился, что знания философии и логики Сократа не нужны, чтобы изучать каббалу?!
Скажи мне, как может быть такое, чтобы два человека спускались по одной и той же трубе, и один из них испачкал лицо, а другой - нет?!

Неужели ты не понимаешь? Весь этот вопрос – бессмыслица!!! Такая же, как и вся твоя философия.
И если ты тратишь жизнь(!), отвечая на бессмысленные вопросы, то и все твои ответы на них тоже лишены смысла! Ты тратишь жизнь…

Мудрец скорбно вздохнул и ушел в себя…."

Комментариев нет: